Что такое адаптация первоклассника?
«Адаптация» - термин ввел А.Уберт (немецкий психолог), «adaрtatio» прилаживание, приспособление.
Адаптация – перестройка организма, направленная на приспособление к новым условиям. Адаптация первоклассника к школе может длиться от двух до шести месяцев.
Адаптация – перестройка организма, направленная на приспособление к новым условиям. Адаптация первоклассника к школе может длиться от двух до шести месяцев.
Самое трудное время для организма ребенка – первые две-три недели.
Условия возникновения необходимости психологической адаптации ребенка к школе.
• меняется социальная позиция (с дошкольника на ученика)
• появляются новые и сложные обязанности
• смена ведущей деятельности (с игровой на учебную)
• меняется социальное окружение
Виды адаптации.
физиологическая ,
социально-психологическая
Физиологическая адаптация. В первые две-три недели дети тратят значительную часть ресурсов своего организма. Это объясняет тот факт, что в сентябре многие первоклассники болеют.
Проявлениями трудностей привыкания и перенапряжения организма могут стать также капризность детей дома, снижение способности к саморегуляции поведения.
Социально - психологическая адаптация представляет собой процесс активного приспособления, в отличии от физиологической адаптации, которая происходит как бы автоматически.
Изменяется социальный статус бывшего малыша - появляется новая социальная роль "ученик". Можно считать это рождением социального "Я" ребенка.
Признаки успешной адаптации:
• ребенок положительно относится к школе,
• адекватно воспринимает требования учителя,
• легко усваивает новый учебный материал,
• прилежно выполняет задания без внешнего контроля,
• проявляет самостоятельность,
• имеет дружеские взаимоотношения с одноклассниками.
Наиболее типичные проявления дезадаптации:
• ребенок положительно относится к школе,
• адекватно воспринимает требования учителя,
• легко усваивает новый учебный материал,
• прилежно выполняет задания без внешнего контроля,
• проявляет самостоятельность,
• имеет дружеские взаимоотношения с одноклассниками.
Наиболее типичные проявления дезадаптации:
• нарушение сна;
• нарушение аппетита;
• жалобы на усталость, головную боль, тошноту и т. п.;
• навязчивые движения (подергивание мышц, покашливание, обкусывание ногтей )
• нарушение темпа речи (запинки).
• астенические состояния (снижение массы тела, бледность, низкая работоспособность, повышенная утомляемость )
• снижение сопротивляемости организма (частая заболеваемость).
• снижение учебной мотивации.
• снижение самооценки, повышенная тревожность, эмоциональное напряжение.
Комментариев нет:
Отправить комментарий