Когда между взрослым и ребенком возникает конфликт, мы
обычно разрешаем его двумя способами: либо в свою пользу, подавляя желания
ребенка, либо в пользу ребенка, уступая ему. В первом случае ребенок
отступает, затаив обиду на взрослого.
Во втором проигрывает воспитатель, испытывающий сложные чувства возмущения, бессилия и униженности.
Оба эти метода не лучшие хотя бы потому, что кто-то неизбежно оказывается в проигрыше.
Т.Гордон предлагает третий вариант беспроигрышный, без победителя и побежденных.
Во втором проигрывает воспитатель, испытывающий сложные чувства возмущения, бессилия и униженности.
Оба эти метода не лучшие хотя бы потому, что кто-то неизбежно оказывается в проигрыше.
Т.Гордон предлагает третий вариант беспроигрышный, без победителя и побежденных.
Суть беспроигрышного метода в том, что он
воплощает поиск решения, удовлетворяющего потребности обеих сторон и взрослого,
и ребенка. Поиск решений осуществляется «в шесть шагов».
Первый шаг определение проблемы. Здесь необходимо, прежде всего, выяснить
причины неприемлемого поведения ребенка. С этой целью
полезнее всего просто внимательно его выслушать, применив методы «открывания
дверей», пассивного и активного слушания. Затем необходимо сообщить ему о своих
потребностях и переживаниях, используя «Я-замечание». Первый шаг надо завершить
определением или формулировкой проблемы («Как извлечь пользу из неинтересного
урока?», «Как можно пообщаться с друзьями, не побеспокоив маму?»).
Второй шаг поиск возможных вариантов
решения. Искать их надо вместе. Сначала полезно перебрать все приходящие в голову
варианты, даже если они на первый взгляд не годятся. Предлагается любая идея и
ни одна из них не критикуется.
Третий шаг обсуждение и оценка
предложенных вариантов решения. Исходный принцип здесь один: должны быть удовлетворены потребности обеих
сторон и ребенка и взрослого.
Четвертый шаг выбор лучшего решения. При этом нужно задавать друг другу
вопросы: «Если мы используем эту идею, что получится?»; «Будет ли каждый
доволен?»; «Нет ли здесь недостатков?»; «В чем ошибки этого варианта решения?» Принятое
решение можно зафиксировать письменно. Пусть обе стороны подпишут «контракт».
Так надежнее, хотя на первый взгляд кажется, что и ни к чему.
Пятый шаг поиск путей выполнения решения: что надо делать вначале, кто будет нести
ответственность за тот или иной пункт «контракта».
Шестой шаг оценка, насколько хорошо намеченный способ
действия разрешает проблему. При этом можно спросить друг друга: «Решена
проблема?», «Вы довольны тем, что мы сделали?»
В этом методе обе стороны выигрывают,
потому что это разрешение
конфликта через взаимное согласие по поводу конечного решения.
С уважением,
педагог-психолог ГБОУ школы № 375
В.В.Горбатова
Комментариев нет:
Отправить комментарий