Дорогие ребята, поговорим о заучивании наизусть.
Старый русский педагог
Каптерев П.Ф. говорил, что «настоящее твёрдое и правильное запоминание есть
запоминание волевое».
Прежде в гимназии очень
много учили наизусть. Чтобы сдать экзамены на аттестат зрелости, надо было,
например, знать наизусть девяносто шесть стихотворений и прозаических
отрывков, в том числе одних только басен Крылова-двадцать,
стихотворений и отрывков из поэм Пушкина - двадцать три.
Если мы учим
стихотворения наизусть, то многие из них запомним на всю жизнь. Спросите об
этом родителей, бабушек дедушек. Есть ли стихотворения или правила, которые они
учили наизусть и помнят до сих пор?
Так, например, если сами
правила, ваши взрослые родственники могут и не вспомнить, то исключения из
правил помнят почти все: уж, замуж, невтерпеж; стеклянный, оловянный,
деревянный.
О чем это нам говорит? О том, что если мы
что-то «зазубриваем», то вспоминаем автоматически, то есть не задумываясь.
Можно по-разному
относиться к «зубрежке». Но твердо выученное правило, или стихотворение
запоминается, если не навсегда, то точно надолго.
Прошу запомнить главное
психологическое правило, приступать к любому заучиванию, нужно только тогда,
когда вы поняли смысл, суть правила или текста.
Есть психологический «секрет»
- при заучивании можно ставить себе мысленную цель. Например: «запомнить
до утра», или «запомнить навсегда». Когда-то я себе ставила цель «запомнить с
первого прочтения», иногда получалось. Но получается запомнить с первого раза,
если понимаешь то, о чем читаешь, и при запоминании, стараешься внимательно
выделять главное в тексте.
Только волевое, преднамеренное,
произвольное запоминание, только изучение материала с прямой целью-запомнить,
только оно дает прочное знание, знание навсегда.
Комментариев нет:
Отправить комментарий