Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению
информации. Память лежит в основе способностей ребенка, является условием
обучения, приобретения знаний, умений.
Память бывает произвольной (сознательное
запоминание информации) и непроизвольной (основанной на
эмоциях и интересе).
Память бывает кратковременной (точное
воспроизведение спустя несколько десятков секунд после однократного
предъявления информации) и долговременной (воспроизведение
информации через достаточно длительное время).
В зависимости от того, какие ощущения преобладают, говорят о памяти
зрительной, слуховой, эмоциональной и др.
Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных
образов.
Слуховая память — это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных
звуков, например, музыкальных, речевых. Этот вид памяти имеет особенно большое
значение в развитии ребенка. Все, что известно малышу-дошкольнику, он узнает на
слух. Этим же способом он будет усваивать до 70% информации, обучаясь в школе.
Эмоциональная память — это память на эмоциональные переживания. На
эмоциональной памяти основана прочность запоминания материала: то, что у
ребенка вызывает эмоции, запоминается им без труда и на более длительный срок.
Когда родители жалуются на плохую память своих детей, они часто приводят
примеры того, как заставляют ребенка буквально зазубривать материал, но ребенок
и за день не может выучить его. В данном случае проблема заключается в том, что
от ребенка требуют механического запоминания материала, не вызывающего у него
интереса.
Однако без опоры на мыслительную деятельность, без опоры на понимание
никакое усвоение знаний вообще невозможно и противоестественно для здорового
ребенка. Вот почему так важно при развитии памяти ориентироваться в большей
степени на смысловую память и показывать ребенку различные приемы, которые
помогают лучше запоминать.
Рекомендации по оптимизации запоминания
* Проконтролируйте, чтобы тот материал, который запоминает ребенок,
был ему понятен.
* Время для изучения материала лучше поделить на разумные временные
отрезки, так как малыми порциями материал запоминается не только быстрее, но и
надолго.
* Попросите ребенка выученный материал повторить на второй день.
* При заучивании предлагайте ребенку проговаривать вслух.
* Заинтересуйте ребенка той информацией, которую он изучает, так как
высокая мотивация обучения оказывает очень большое положительное влияние на
память.
* При появлении явных признаков утомления сделайте перерыв.
Комментариев нет:
Отправить комментарий