вторник, 13 декабря 2022 г.

Проблемы дисциплины

 

ü  Поведение — это действия, поступки, проявление личностных качеств, чувств, внутреннего содержания и особенностей ребенка. Когда говорят, что ребенок плохо себя ведет, вроде всем сразу ясно, о чем идет речь. Но, далеко не всегда взрослые стараются понять мотив «плохого поведения».

           Первое, что важно понимать в истории с «плохим поведением» – это то, что каждому ребенку хочется ощущать себя в школе компетентным, нужным и «своим». В позитивных случаях это достигается за счет хорошей учебы, уважительных отношений с учителем и одноклассниками, а также возможности внести свой вклад в жизнь школы и класса. Если что-то из перечисленного ребенку сделать не удается, то его отношение к школе приобретает заметные негативные оттенки, что часто выражается в «проблемном» поведении.

Однако бывает и так, что «внешне» у ребенка все около дела: и учится неплохо, и друзья есть, и в мероприятиях класса участвует. А ведет себя все равно плохо и постоянно получает замечания. Такая ситуация требует понять его мотивы – те внутренние причины, по которым ученик становится нарушителем школьных правил.

По мнению многих психологов, все многообразие форм «плохого» поведения может быть сведено к влиянию одного из четырех мотивов.

ü  Первая, и самая распространенная причина - это привлечение внимания. Если ребенок не получает нужного количества внимания, он находит свой способ его получить, например, в нарушении требований учителя, непослушании. Каждый ребенок нуждается во внимании учителя.

ü  Вторая причина – это отстаивание своего мнения, своих желаний. Ребенок ведет себя неподобающе, как бы желая показать «вы мне ничего не сделаете». Руководствуясь таким мотивом, дети часто демонстративно нарушают установленный порядок, открыто отвергают требования.

ü  Третья причина - протест в отместку. Основания могут быть разные: обида, разочарование, невыполненное обещание, несправедливость. Иногда такой мотив может привести к наиболее жестоким действиям с применением словесной или физической агрессии по отношению к окружающим.

ü  Четвертая причина — это избегание неудачи, потеря веры в то, что можно изменить ситуацию: «Что бы я ни сделал, мной всегда недовольны! Значит, зачем стараться? Все равно ничего не получится. Пусть я плохой, мне все равно». Подчиняясь такому мотиву, дети бывают инертны, безынициативны, отстранены, внешне безразличны. Именно они получают в свой дневник замечания вроде «весь урок смотрел в окно», «отказался выходить к доске», «не слушает на уроке, занят своими делами».

Выделить мотив плохого поведения конкретного ученика можно, внимательно и беспристрастно посмотрев на то, что именно он «творит» в школе. Порой дети сами не осознают, что ими движет и, как следствие, не могут дать ответ на вопрос «зачем ты это сделал?», поэтому учителю (и родителю) важно уметь приглядеться, проанализировать, чтобы увидеть за «плохим поведением» внутренние основания.

Когда мотив понятен, учитель (и родитель) может влиять на поведение ребенка и способствовать тому, чтобы детская потребность во внимании или чувстве собственной значимости была удовлетворена, чтобы ушло чувство обиды, чтобы появилась вера в себя. Тогда и оснований для «плохого поведения» заметно поубавится.

Комментариев нет:

Отправить комментарий