четверг, 26 октября 2023 г.

Практика на каникулы. Овладеть своим днем


Дорогие ребята, в наших психологических беседах мы много времени уделяем вниманию, говорим о том, как важно уметь им управлять. 
Многие ученики «жалуются» на неорганизованность, на неумение или неспособность распорядиться временем, овладеть своим днем, соблюдать режим дня.
Но кто из нас не начинал учебный год с составления режима дня, с решением, что все буду выполнять по времени?! Режим дня переписывают на листке бумаги, раскрашивают цветными карандашами, вешают над столом, но... Проходит день, другой, листок по-прежнему висит, да лучше бы глаза на него не смотрели. Только совесть тревожит. Остроумно ответил один школьник: «Режим у меня есть, только я его не выполняю...»
Много у нас есть всяких режимов и правил, все мы знаем, как именно нужно жить и работать. Только выполнять правила трудно. И рассуждения о пользе времени и цене минуты не всегда помогают.
Что можно сделать практически для того, чтобы научиться овладеть своим днем.

Каждый человек не спит примерно пятнадцать часов в сутки. Пять из них – школьных, они разделены, управляемы, находятся под контролем. А остальными десятью часами трудно управлять даже очень организованному человеку.
С. Соловейчик рекомендует сделать так: каждый час непременно менять занятие, как в школе. Время мало отмечать в сознании, его надо отмечать, разделять реально - переменой дел, переменой «урока». Чем бы мы ни занимались, какое бы долгое занятие у нас ни было, разделим его на порции, внесем во время какую-то структуру и каждый час будем менять занятие. Даже если страшная лень напала - что ж, каждый час будем лениться каким-то другим способом, в этом все дело!
Важно только точно подчиняться неслышному ежечасному «звонку», как это происходит в школе.
Но что же выходит - опять режим?
Нет.
Режим - это планирование наперед, и оно, как мы видели, не всем удается. Слишком много разных житейских обстоятельств мешают выполнить план, и не у каждого достаточно характера противостоять этим обстоятельствам.
Кто живет строго по режиму - это замечательно.
Но кто чувствует себя не в силах жить по режиму, тот может взять время под контроль, если будет отмечать каждый час после того, как этот час прошел. Это же совсем нетрудно! Просто отмечать, что час ушел на то-то и теперь надо сменить занятия.
Так, например, очень хорошие хозяйки, получив зарплату, заранее определяют, на какие нужды сколько денег отложить.
Но есть просто хорошие хозяйки - они записывают на бумажке, на что потратили деньги. И это помогает им тратить бережно!
Плохие же хозяйки тратят деньги как попало и даже приблизительно не представляют себе, куда же они девались.
Считается, что со временем - как с деньгами. Если нет сил быть очень хорошими хозяевами времени и соблюдать режим, попробуем для начала быть хозяевами просто хорошими: станем разделять время на части, каждый час менять занятие (хотя, конечно, не исключены и сдвоенные часы — так и в школе бывает) и для начала можно записывать, на что ушел каждый час.
Планирование и учет внутренне связаны между собой. Планирование не удается? Наладим хотя бы учет! Когда наладится учет, можно будет переходить к планированию.
«Учение с увлечением»

Комментариев нет:

Отправить комментарий