воскресенье, 19 апреля 2020 г.

Ох уж эта «зубрежка»!


Дорогие ребята, поговорим о заучивании наизусть.

Старый русский педагог Каптерев П.Ф. говорил, что «настоящее твёрдое и правильное запоминание есть запоминание волевое».

Прежде в гимназии очень много учили наизусть. Чтобы сдать экзамены на аттестат зрелости, надо было, например, знать наизусть девяносто шесть стихотворений и прозаических отрывков, в том числе одних только басен Крылова-двадцать, стихотворений и отрывков из поэм Пушкина - двадцать три.
Если мы учим стихотворения наизусть, то многие из них запомним на всю жизнь. Спросите об этом родителей, бабушек дедушек. Есть ли стихотворения или правила, которые они учили наизусть и помнят до сих пор?
Так, например, если сами правила, ваши взрослые родственники могут и не вспомнить, то исключения из правил помнят почти все: уж, замуж, невтерпеж; стеклянный, оловянный, деревянный.
 О чем это нам говорит? О том, что если мы что-то «зазубриваем», то вспоминаем автоматически, то есть не задумываясь.
Можно по-разному относиться к «зубрежке». Но твердо выученное правило, или стихотворение запоминается, если не навсегда, то точно надолго.
Прошу запомнить главное психологическое правило, приступать к любому заучиванию, нужно только тогда, когда вы поняли смысл, суть правила или текста.
Есть психологический «секрет» - при заучивании можно ставить себе мысленную цель. Например: «запомнить до утра», или «запомнить навсегда». Когда-то я себе ставила цель «запомнить с первого прочтения», иногда получалось. Но получается запомнить с первого раза, если понимаешь то, о чем читаешь, и при запоминании, стараешься внимательно выделять главное в тексте.
Только волевое, преднамеренное, произвольное запоминание, только изучение материала с прямой целью-запомнить, только оно дает прочное знание, знание навсегда.


Комментариев нет:

Отправить комментарий